Три задачи для ребёнка
Страница 1

На этой школьной ступеньке ребёнок должен:

· научиться учиться и получать от этого удовольствие;

· научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

· обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку — вверх — по лесенке развития.

Нам остаётся только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребёнка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача.

Начало школьных лет — это кризис для родителей. Как только дошколёнок становится первоклашкой, он словно выскальзывает из наших рук. Был Ванечка, Сашенька, Женечка — стал ученик. Был твой, личный — стал «общественный». И это сложный момент и для мам, и для пап.

Во-первых, ребёнок отрывается от родителей, и нам необходимо понимать, что это не просто учительница и класс, куда будет ходить ваш сын или ваша дочка. Это ещё и новые требования, это новые, социальные отношения; причём разбираться в них (тонкостях этих отношений и требований) и налаживать контакты ребёнку придётся учиться без мамы и папы, а самому.

Вы словно делаете шаг в сторону; вы не водите «малыша» за ручку, ребёнок идёт сам; но вы протягиваете свою руку, и поддерживаете, и останавливаете, но — только вовремя, только лишь тогда, когда ему понадобится эта опора.

У наших мальчиков и девочек теперь есть своя жизнь, и они имеют на неё полное право.

Но при этом помним, что ребёнок ещё не вырос, что жизненный опыт его ещё мал, что ему многому ещё предстоит научиться, и поэтому остаёмся бдительными родителями.

Во-вторых, теперь ваш любимый и неповторимый ребёнок приобрёл социальный статус — ученик. И отныне его будут ценить не просто как Ваню, Сашу или Женю, а как «хорошего ученика», «способного, но с ленцой», «старательного» или «так себе», «неорганизованного».

В школе ребёнка начинают оценивать не самого по себе, а через что-то — через его дела, успехи или неудачи.

И как бы ни твердили мудрые психологи, что каждый ребёнок — неповторим, в школе его индивидуальность всё-таки подгоняют под общий стандарт. Нет-нет, мы знаем, что встречаются другие школы и другой подход, но, увы, подавляющее большинство наших детей учится не там. Впрочем, ни школы, ни учителей критиковать мы не собираемся, понимая, что 25–35 человек в классе — это много и волей-неволей их приходится «обобщить». В сущности, вольно или невольно, но «ты такой-то» — и с этих позиций на него и будут смотреть. Более того, эту точку зрения он скоро, буквально в течение года, станет применять к себе и сам. И родители тоже могут начать так к нему относиться. Для родителей очень важно не поддаться такому же соблазну — оценивать ребёнка через что-то (как учит уроки, как себя ведёт, как о нём отзывается учитель…). Наша задача — принимать его таким, какой он есть, любить всегда. Он — сам по себе, такой, какой есть, со своими привычками и своими особенностями, и не надо подгонять его под стандарт.

Не сомневайтесь: «бирочки» на него навесят и без вас. И не так уж важно, хорошие они или не очень (или совсем никуда не годные). В любом случае они задают определённую программу, диктующую, как относиться к дочке или к сыну, что ожидать от них и что требовать. И важно не дать ребёнку поверить в чью-то отрицательную характеристику.

Цените ребёнка не «за» (за успехи и неудачи), не «потому» (не потому, что он хорошо учится), а просто так, самого по себе, как личность уникальную и неповторимую.

Всё, что говорят вам о ребёнке, конечно, неплохо и слышать, и учитывать, но при этом важно видеть в нём сначала растущего человека, личность и лишь потом ученика.

Это спасёт нас от многих ложных ожиданий. Тогда мы не будем подгонять ребёнка под какие-то стандарты, не будем нервничать и злиться, когда у него что-то не получается, разумно и с пониманием отнесёмся даже к самому неразумному его поступку.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...

Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, заставлять, наказывать, исправл ...