Механизмы формирования взаимоотношений подростков с родителями
Трудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Механизмы формирования взаимоотношений подростков с родителями
Страница 1

Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций блестяще освещена в работах Л. С. Выготского. Вспомним хотя бы понятие о «зоне ближайшего развития», узловые моменты которого заставили психологов иначе взглянуть на проблему психического становления подростка. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных – периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новые психические образования. Родители понимают, что необходимо знать, как воздействовать на детей в процессе воспитания. К сожалению, очень часто родители тратят много сил и энергии, желая достичь сиюминутного успеха, который иногда бывает минимальным или совсем отсутствует. Одна из главных причин этого заключается в их неумении установить контакт с подростками, проникнуть в их внутренний мир и повлиять на них еще до того, как в детях проявятся своеволие, упрямство, негативизм. (Напомним высказывания подростков о том, что им не нравится и что они хотят изменить в родителях: «Хочу, чтобы не доставали расспросами», «Не надо пытать меня, где я был», «Ругает меня по пустякам» и пр.)

Примеров того, что родители могут оказать на подростков серьезное как положительное, так и отрицательное влияние, можно привести немало. Так, студентам первого курса ЛГУ им. А. С. Пушкина был задан вопрос: «Когда впервые вы столкнулись с психологическими проблемами?» Предполагалось, что они ответят о недостаточной социальной адаптации, о непонимании учителей. Оказалось, что первые неразрешенные психологические проблемы в их жизни появились дома в общении с матерью. Одна из опрошенных пишет:

Я говорила маме, что я не хочу и не буду жить, как она, простая медсестра. Уеду в Москву или Петербург, вот там жизнь… Не то что за Полярным кругом. Были постоянные скандалы. Я маме угрожала, что убегу…

А вот высказывание молодого человека:

Я любил отца. Он ушел от нас. Я по нему тосковал. Я просил маму съездить к папе, она отказывалась. Тогда я убежал, меня не было дома три дня. Мне шел тринадцатый год.

Еще один пример:

Впервые я понял, что во мне что–то не так, лет в 10–11. Я первый раз спросил себя: «Почему у меня все не так, как у других? Почему другие ребята в классе добиваются больших успехов, чем я, но при этом стараются меньше? Почему я плачу, а ребята смеются? Надо сказать все папе».

Как видим, главная потребность людей – потребность в присоединении к другому (аффилиативная потребность). Она проявляется постоянно в различных условиях (в быту, в семье) и реализуется во взаимодействии, результатом которого становятся взаимоотношения людей.

Взаимоотношения – такая направленность друг на друга, которая обусловливает взаимопонимание людей, приводя к взаимной коррекции поведения и меняя установки личности общающихся на цели и задачи совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и детей – направленность друг на друга, приводящая их к взаимопониманию.

В психологии отношениям людей посвящали специальные исследования многие ученые (Лисина М. И., Мясищев В. Н., Обозов Н. Н., Петровский А. В. и др.). Взаимоотношения можно группировать по разным основаниям:

♦ с учетом потребностей: конъюнктивные и дизъюнктивные;

♦ по времени: длительные и кратковременные;

♦ в соответствии с условиями возникновения: семейные, бытовые, служебные;

♦ адекватные регламенту взаимодействия и его нормам: официальные, неофициальные, личные;

♦ по механизмам возникновения и пр.

Взаимоотношения можно формировать, потому что они могут изменяться. Общение родителей с детьми влияет на их познавательную деятельность, поведение, эмоционально–волевую сферу. М И Лисина обнаружила, что если поощрять активность детей, то они раскрывают свои познавательные способности, начинают доверять взрослым, с которыми у них устанавливаются благожелательные отношения. Если родители приветствуют занятия подростка интеллектуальной деятельностью, гордятся его призами, постоянно говорят другим о его успехах, их взаимоотношения становятся близкими.

Мы выделили два типа взаимоотношений – конъюнктивные (сближающие контакты) и дизъюнктивные (разделяющие контакты). И те и другие основаны на аффилиативных потребностях. Первые проявляются при согласии, единении, как содружество (такие семьи мы описывали). Для таких отношений характерны раскованность, уравновешенность, спокойствие, ровный тон разговора, шутки, самокритика и самоирония, обмен взглядами, отсутствие дистанции при контакте, взаимопомощь и др.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Результативность воспитания военнослужащих и в целом военно-педагогического процесса обусловлена учетом индивидуальных и групповых особенностей, категорий военнослужащих и, соответственно, диффере ...

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...