Психологические барьеры и аффект неадекватности подросткаТрудности взросления / Поиск подростком своего места в обществе / Психологические барьеры и аффект неадекватности подросткаСтраница 6
Часто смысловой барьер приводит к аффекту неадекватности. Это отрицание требований взрослых при высокой неадекватной самооценке. Школьник не признает замечаний, считает их излишними, надуманными и несправедливыми. Поскольку долго так продолжаться не может, он начинает конфликтовать с педагогами, родителями, одноклассниками, которые «сами не лучше».
Причины данного аффекта таковы:
♦ высокие авансы, раздаваемые детям, не подтверждаются реальными их достижениями;
♦ работает мотивация престижа вместо познавательной или нравственной;
♦ незаслуженно высокие оценки, поставленные не за процесс деятельности, а за результат, высокий уровень притязаний, не соответствующий результатам деятельности;
♦ демонстративный тип акцентуации характера, при котором подросток во что бы то ни стало хочет обратить на себя внимание, совершая вызывающие поступки, предлагая экстравагантные решения, чтобы доказать кому–то свою правоту, при этом силы распределяются неравномерно и неправильно;
♦ сочетание типа нервной системы со сформированными на основе данных типов отрицательными чертами характера (слабость нервных процессов провоцирует меланхолика фиксироваться на незначимых замечаниях, поэтому ему кажется, что громкий голос педагога – это проявление грубости; подвижность нервных процессов сангвиника приводит к торопливости, некачественному выполнению домашнего задания, за что он получает оценку ниже ожидаемой и остается недовольным).
Аффект неадекватности – это своеобразное проявление психологического барьера, который, таким образом, может выполнять две функции – положительную и отрицательную. Положительная состоит в том, что приводит подростка к осмыслению своих трудностей, поэтому она стимулирует развитие. Отрицательная возникает тогда, когда трудности не преодолеваются, остаются, переносятся в другие ситуации, поэтому подросток совершает одни и те же ошибки, которые ничему его не учат. Ошибки он совершает в общении с другими людьми, в обучении, освоении норм и правил социальной жизни. В результате всего этого появляются психические травмы, с которыми подростки не в состоянии справиться сами.
Смотрите также
Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и
помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать,
заставлять, наказывать, исправл ...
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру:
— А инструкция была? — спрашивает.
— Нет, не была. Она ещё не приходила.
Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши
«идеальные ...