Поиск на сайте

Рост и социальный статус. Интерлюдия
Книги педагогам / Мальчик – отец мужчины / Какими они себя видят? / Рост и социальный статус. Интерлюдия
Страница 1

Представления о преимуществах высокого роста формируются уже в раннем детстве. Ассоциация физической «статности» и социального статуса сохраняется и у взрослых. Согласно корреляционным исследованиям, высокорослые мужчины имеют больше шансов получить престижную и высокооплачиваемую должность, чем низкорослые. На президентских выборах в США высокорослые кандидаты обычно побеждают низкорослых. Высокие мужчины делают более успешную карьеру в армии и на административных должностях. По некоторым данным, высокие мужчины больше зарабатывают, имеют больше сексуальных партнерш и даже зачинают больше детей, чем низкорослые. Ученые обсуждают, достигается ли этот успех а) за счет лучших умственных способностей высокорослых мужчин (строгие корреляции между ростом и IQ отсутствуют) или б) тем, что успешный детский опыт сделал этих мальчиков более напористыми, умеющими постоять за себя, или в) они просто производят более благоприятное впечатление – «настоящий мужчина!» – на начальников и кадровиков (привлекательная внешность помогает не только женщинам).

Простые парные корреляции сами по себе ничего не доказывают, а серьезный анализ дает более сложную картину. В принципе, женщины всех культур считают высокорослых мужчин более привлекательными. Например, московские студентки хотели бы, чтобы их постоянный партнер был атлетического телосложения и высокого, около 179 см, роста (Бутовская, Смирнов, 1993). Более представительные исследования показывают, что это пожелание необязательно, главное – чтобы партнер был не ниже своей избранницы. С увеличением среднего роста девочек повышаются их требования к среднему росту мальчиков, но слишком высокий рост в эталон мужской красоты не входит.

Это верно не только относительно роста: женщинам нравится выраженная маскулинность, но ее гипертрофия, будь то рост или размер половых органов, их отталкивает.

Впрочем, за статистикой всегда стоят индивидуальные вариации.

Не так просто обстоит дело и с психологическими последствиями низкого роста. В научной литературе не раз высказывалась мысль, что низкорослые мальчики обречены на некоторый комплекс неполноценности. Они выглядят младше своих ровесников, что заставляет их общаться с младшими детьми или со взрослыми либо компенсировать низкий рост повышенной напористостью и агрессивностью. Кроме того, родители относятся к ним более покровительственно, что также имеет долгосрочные психологические последствия.

Такая симптоматика действительно существует, но она сильно преувеличена. Прежде всего, дело не в самом по себе росте, а в его восприятии. Хотя низкорослые мальчики встречаются не чаще низкорослых девочек, в специальные клиники их приводят вдвое чаще, чем девочек. Чтобы проверить, действительно ли низкий рост затрудняет умственное и психическое развитие в целом здоровых молодых мужчин, шведские медики обследовали целую когорту – всех призванных в армию в 1974 г. 18-летних мужчин (свыше 38 тысяч человек). Оказалось, что низкий рост действительно коррелирует с повышенным числом психиатрических и психологических проблем и с худшими интеллектуальными показателями (Tuvemo, Jonsson, Persson, 1999), но эти показатели, как и сам рост, не были сопоставлены с социально-экономическими факторами, от которых они сильно зависят.

Единственное крупное лонгитюдное исследование (The Wessex Growth Study – WGS), в ходе которого развитие 48 здоровых низкорослых английских детей и 66 детей среднего роста проследили с 5–6 до 18 лет, выявило существенные гендерные различия, особенно заметные в 12–13 лет, когда низкорослые мальчики чаще испытывали коммуникативные и иные проблемы. Однако в дальнейшем эти трудности преодолеваются, постоянной статистической связи между ростом, с одной стороны, и успеваемостью, любовными отношениями, дружбой, социальными контактами, выбором профессии и т. д. – с другой исследователи не обнаружили. Причем за фактором «роста» часто скрываются социально-экономические различия (Ulph, Betts, Mulligan, Stratford, 2004; Voss, 2006).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...

Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим? Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...