Поиск на сайте

Профилактика суицидальных проявлений у военнослужащих
Военная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Профилактика суицидальных проявлений у военнослужащих
Страница 2

Во многих случаях накануне суицидального происшествия такие лица проявляют различные отклонения в поведении, чаще всего это самовольное оставление части. Если эти отклонения в поведении остаются без принятия надлежащих мер и не выяснены их мотивы, то за ними могут последовать и суицидальные действия.

Офицеру необходимо помнить, что в случае предъявления военнослужащим неопределенных, малообоснованных, но при этом достаточно настойчивых жалоб на состояние здоровья, а также нежелание служить в данном подразделении, нужно в срочном порядке разбираться в причине их возникновения. При этом делать это надо тактично, учитывая психологию военнослужащего, гарантируя конфиденциальность полученной от него информации и интимных, сокровенных данных и сведений. Для этого как минимум необходима обстоятельная, доброжелательная беседа с последующим посещением подразделения.

По-настоящему серьезные исследования предполагают одновременное устранение причин создавшихся конфликтов и трудностей. У этой категории военнослужащих отмечаются те или иные неблагополучия в жизни (низкая школьная успеваемость, второгодничество, отягощенная наследственность в виде психических заболеваний и самоубийств у родственников, разводы и пьянство родителей, побеги из дома, нерегулярная работа, связь с «неформалами» и пр.).

Следующая подгруппа военнослужащих отличается серьезностью суицидальных намерений и действий. Среди них риск самоубийства особенно велик. Они мучаются от конфликтов в горизонтальном и вертикальном социальных планах – между солдатами, командирами и подчиненными. Такие конфликты обычно конкретны, число их участников четко определено.

Конфликты между «молодыми» и «старослужащими» солдатами имеют больше личностный характер, чем служебный, и находятся в области распределения ролей, уровня притязаний в малой группе. В некоторых случаях дело доходит до грубого физического и морального издевательства. В связи с этим надо заметить, что младший командир с психопатическими наклонностями и поведением представляет собой постоянную опасность искривления дисциплинарной практики. Его надо незамедлительно отстранить от служебных обязанностей или постоянно контролировать, так как «молодой» солдат попадает в ситуацию мелочного и изнуряющего давления.

Невротические нарушения в случае их возникновения у такого военнослужащего становятся благоприятной почвой для совершения суицида. И это не прямая, а косвенная причина. Главное здесь – неблагоприятные средовые влияния.

В отличие от предыдущей подгруппы здесь неблагополучие в анамнезе, как правило, не прослеживается. Большинство из военнослужащих имеет характерологический облик спокойных, общительных, доверчивых людей, положительно относящихся к друзьям. Психическая травма почти всегда связана с вопросами престижа, с позорящими человека обстоятельствами.

Суицидальные тенденции при таком варианте бывают весьма интенсивны. Наиболее опасны внешне малозаметные стремления к самоубийству после острых психотравм. Суицидальные происшествия чаще всего оказываются случайным действием, когда подвернется первое попавшееся на глаза орудие. Если же происходит обдумывание, то мотивы вполне реалистичны и кому-то адресованы. Это ожидание мести, раскаяние, наказание обидчика и др.

Одно из побуждений к самоубийству – острое чувство недовольства действиями начальника (командира ). Ими могут быть неправомерность решений и высказываний, излишнее комментирование интимных и сокровенных сведений. Или когда командиры действуют в рамках закона, но в данной ситуации, по отношению к конкретному лицу, это оказывается педагогически неприемлемым. Иными словами, не учитывается состояние подчиненного в момент воспитательного воздействия.

Лобовой прием, игнорирование особенностей личности, психического состояния в определенный момент способствуют превращению недовольства в руководящий мотив поведения. Малейшее отступление от этих известных педагогических правил, тем более грубое, бестактное поведение начальника, – почва, на которой появляются неоправданные аффективные состояния. Особенно опасно с учетом суицидального риска воспитательное воздействие в грубой и даже вполне корректной форме во время несения караульной службы или накануне ее.

В большинстве случаев стремление к самоубийству возникает под влиянием переживаемых общеизвестных чувств. Психически здоровый человек никогда не убивает себя хладнокровно. Чувство стыда, обиды, негодования, отчаяния далеко не во всех случаях бывают болезненными. Прикрытие их психопатологическими терминами маскирует существо проблемы и осложняет вопросы профилактики.

Самоубийству часто предшествуют попытки справиться с трудностями, выйти из состояния фрустрации (это кажущееся или объективно безвыходное положение). В этот ответственный момент командиры иногда оказываются в стороне, не замечая или не реагируя должным образом на конфликтную ситуацию, хотя ясно, что происходящая борьба мотивов в условиях замкнутого армейского коллектива не может остаться незамеченной.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...

Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет. Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...