Профилактика суицидальных проявлений у военнослужащих
Военная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Профилактика суицидальных проявлений у военнослужащих
Страница 1

Самоубийства – феномен, относительно которого до сих пор нет ясности. Вокруг него существует множество спорных вопросов, относящихся к личности и обществу в целом. За последнее десятилетие интерес ученых к самоубийству еще более возрос. Это обусловлено в первую очередь общей обеспокоенностью возрастанием числа суицидов среди молодежи. Отмечено их повышение в возрасте 15–30 лет у нас в стране и в Европе.

Помимо того, существует вполне обоснованное мнение, что на каждое реализованное самоубийство приходится 7–8 покушений, которые, как правило, не находят отражения в статистических отчетах. А если принять во внимание широкий диапазон так называемых парасуицидальных явлений (действия, попытки, угрозы, высказывания, демонстрация, шантаж и пр.), то важность этой проблемы становится ясна сама собой.

Большинство ученых придерживаются мнения, что самоубийству подвержены и психически здоровые люди. Причина этого меньше всего изучена именно в социальном аспекте, и потому существует особая неопределенность во взглядах на то, почему совершаются суициды.

В каждом случае приходится проводить довольно сложный анализ для определения главной, ведущей причины, относящейся к биологической или социальной сферам. При этом неизбежна известная схематичность, поскольку нередко к самоубийству ведут несколько причин с трудно различимой степенью значимости.

Применительно к группе людей, изначально считающихся здоровыми, существуют два главных причинных фактора: враждебные внешние ситуации, которые могут встречаться любому человеку, и взаимодействие их с характером и личностью.

Важны как меры психопрофилактики, т. е. выявление лиц, склонных в силу психических особенностей к самоубийству, так и меры психогигиены, направленные на предупреждение ничем не оправданных поступков. Мировая статистика свидетельствует, что суицидальные действия повторяют 20–30% их предпринявших. Причем чаще всего – в первый год. Подсчитано, что в этот период риск завершенного самоубийства увеличивается для данного лица в 100 раз!

Условно можно выделить две группы суицидальных проявлений .

Первая группа – суицидальные действия душевнобольных . Они немногочисленны, но для этих случаев характерно обострение болезни в армейских условиях, по сравнению с домашними. Больные особенно остро переживают внутренние душевные изменения, свое отличие от других солдат, хотя у них сохраняется способность к волевому усилию. Суициды часто наблюдаются в начальном периоде заболевания и при условии достаточной сохранности личности.

При формировании суицидальных тенденций у этой группы одновременно участвуют факторы болезни и психогенные моменты. Болезнь оказывается не столько прямой причиной самоубийства, сколько одним из условий в комплексе причинных факторов. Суицидогенными становятся не только депрессии, но и другие аффективные нарушения, в частности тревога, страх, растерянность, злобность. В большинстве случаев самоубийству предшествуют высказывания сослуживцам о бесцельности, ненужности жизни. Некоторые военнослужащие прямо заявляют о желании умереть.

К этой группе можно отнести в первую очередь лиц с психогенными реакциями и психозами, исключающими вменяемость. Суицидальные тенденции возникают под влиянием внутренней логики самого болезненного процесса. В таких случаях устранение психотравмирующих обстоятельств отодвигается на второй план, а вперед выдвигается задача своевременного выявления и изоляции этих военнослужащих. Необходимо заметить, что большая роль в развитии болезненного процесса принадлежит трудностям, созданным самим человеком.

Суициды также отмечаются и у лиц, имеющих хронические заболевания, те или иные дефекты, например страдающих ночным недержанием мочи, заиканием, врожденной деформацией грудной клетки, косметическими дефектами лица и туловища, и т. д.

Вторая группа . Здесь прослеживается причинная связь суицидов со сферой социальных факторов и межличностными отношениями , а также связь этих условий с нормальными психологическими и другими особенностями, не относящимися к заболеваниям.

Суицидальные проявления, находящиеся в зависимости от наличия и значимости психотравмирующих обстоятельств, составляют довольно высокий удельный вес. Главенствующее значение среди них применительно к военнослужащим занимают служебные трудности и конфликты. Прежде всего это лица, испытывающие особые трудности по отношению к собственно военной службе с ее специфической организацией и бытом. Они не могут понять необходимости дисциплины, порядка, подчиненности, строгой регламентации времени и обязанностей. С первых дней службы такие военнослужащие начинают искать форму приспособления, характерную для них. Одни при неблагоприятных условиях быстро попадают в зависимость от более сильных личностей в составе малой группы (отделение, взвод, рота). Другие, наоборот, становятся в оппозицию коллективу. Но те и другие оказываются в положении социальной изоляции. Происходит как бы наслаивание армейских трудностей на весь неблагополучный жизненный фон.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
Дидактика  (от греч. didaktikos  – поучающий, относящийся к обучению) – теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения и его составляющие. Дидактика раскр ...