Воспитательная работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитание
Военная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Воспитательная работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитание
Страница 1

Успешное выполнение важных и ответственных задач, поставленных перед Вооруженными Силами, настоятельно требует повышения уровня организационной работы на всех участках, в том числе и среди членов семей военнослужащих. Это важный участок воспитательной работы, имеющий свою специфику.

Семья

– ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, находящимися в браке, между родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Для более детального анализа проблем современной семьи военнослужащего необходимо уяснить: каковы функции его семьи; в каком браке он находится; как проводится семейное воспитание; какими параметрами характеризуется семья; ее особенности и др.

Семья – сложное явление, субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Как ячейка общества семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов. Качество этой среды определяется рядом параметров:

демографическим (структура семьи): большая – включает других родственников; нуклеарная – включает лишь родителей и детей; полная – оба родителя и дети; неполная – без одного из родителей; бездетная – нет детей; однодетная – один ребенок; малодетная – 2-3 ребенка: многодетная – больше 3 детей;

социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; имущественные характеристики и занятость родителей на работе);

технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основные функции семьи – репродуктивная, экономическая (хозяйственная), воспитательная, коммуникативная, проведение досуга и отдыха и др.

Современная семья весьма существенно отличается от сложившейся в прошлом не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими. Для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин тому много, основные из них следующие.

1. Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений – родителей и детей. Бабушки, дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно использовать опыт и поддержку предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

2. Изменяется статус мужского и женского труда. Уменьшается сфера приложения мужских усилий, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3. Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются из-за недостатка культуры и в силу индивидуальных особенностей.

4. Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне дома. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. Детям нужен личностный авторитет родителей.

Воспитательная функция – важнейшая у семьи. Здесь можно выделить три аспекта:

систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

постоянная ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание

– более или менее осознаваемые усилия постановлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Они направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша, девушка.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда определяющих факторов, среди которых:

личностные ресурсы семьи: наличие родителей, братьев, сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.);

качественные характеристики членов семьи: состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний;

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...

Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей? • Как предупредить п ...

ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
Дидактика  (от греч. didaktikos  – поучающий, относящийся к обучению) – теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения и его составляющие. Дидактика раскр ...