Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Общая характеристика методов воспитания военнослужащих

Методы воспитания военнослужащих

– совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.

Особенности применения методов воспитания определяются рядом условий, прежде всего – характером общественных отношений; целями, задачами, закономерностями и принципами воспитания; содержанием политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.

Воспитание представляет собой поэтапное систематическое воздействие на личность военнослужащего. Его методы – составная часть этого процесса, инструмент воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих.

Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего.

Среди них выделяют, в свою очередь, методы индивидуального (прямого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздействия.

К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику).

Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность военнослужащего путем включения его в систему общественных ценностей и отношений.

К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение военнослужащего, а также ценностные установки, которые были сформированы у него в результате процесса воспитания. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у военнослужащего положительного поведения, развивает усердие в службе. Принуждение отражает оценку отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.

Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции .

Метод оценки предполагает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы. Первая обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера». Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса: методы «взрыва», разрыва (прекращения) нежелательных контактов. Третья подгруппа реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса. Она состоит из метода критики и самокритики.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на военнослужащего.

Ни один из них нельзя считать универсальным, который бы решил все воспитательные задачи. Поэтому методы воспитания используются в комплексе как единая система средств, приемов, способов воздействия на личный состав. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – истинное проявление педагогического мастерства командира.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности военнослужащего и его качеств, требует умелого применения различных методов. Для более полного понимания необходимо рассмотреть некоторые из них более подробно.

Смотрите также

Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет. Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...

Сколько жизней и детств на свете?
Почему комиксы? Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни? О том, что такое жизнь по-российски Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей Влияние литературной традиции на воспит ...