Общая характеристика методов воспитания военнослужащихВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ /  Общая характеристика методов воспитания военнослужащих
Методы воспитания военнослужащих
– совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.
Особенности применения методов воспитания определяются рядом условий, прежде всего – характером общественных отношений; целями, задачами, закономерностями и принципами воспитания; содержанием политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.
Воспитание представляет собой поэтапное систематическое воздействие на личность военнослужащего. Его методы – составная часть этого процесса, инструмент воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих.
Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего.
Среди них выделяют, в свою очередь, методы индивидуального (прямого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздействия.
К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику).
Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность военнослужащего путем включения его в систему общественных ценностей и отношений.
К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение военнослужащего, а также ценностные установки, которые были сформированы у него в результате процесса воспитания. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у военнослужащего положительного поведения, развивает усердие в службе. Принуждение отражает оценку отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.
Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции .
Метод оценки предполагает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы. Первая обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера». Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса: методы «взрыва», разрыва (прекращения) нежелательных контактов. Третья подгруппа реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса. Она состоит из метода критики и самокритики.
Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на военнослужащего.
Ни один из них нельзя считать универсальным, который бы решил все воспитательные задачи. Поэтому методы воспитания используются в комплексе как единая система средств, приемов, способов воздействия на личный состав. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – истинное проявление педагогического мастерства командира.
Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности военнослужащего и его качеств, требует умелого применения различных методов. Для более полного понимания необходимо рассмотреть некоторые из них более подробно.
Смотрите также
Аппарат анализа опасностей
   Объектом анализа опасностей является система  «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс,  предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...
   
Ребенок растет
   Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и 
помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, 
заставлять, наказывать, исправл ...
   
Как они растут
   Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...