Обучение на основе графических методов сжатия информации
Военная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Обучение на основе графических методов сжатия информации
Страница 2

10. Цветовая гармония . Опорные конспекты желательно составлять в цвете, психологический аспект которого состоит во влиянии на психическое состояние, которое может либо затормозить процессы усвоения, либо, наоборот, способствовать им. Во-первых, цветовое оформление конспекта должно обеспечивать четкое и удобное восприятие; во-вторых, способствовать созданию эмоционального подъема.

После того как создан опорный конспект, необходимо перенести его на плакат или сделать слайд и размножить.

Следующее занятие по данной дисциплине начинается с того, что обучающиеся (обычно сидя спиной к доске) на отдельных листочках воспроизводят по памяти конспект материала предыдущего занятия. А в это время 4–5 обучающихся пишут (рисуют) этот конспект на классных досках.

На втором этапе, когда все сдадут свои контрольные работы, практикуется устное изложение материала вызванным к доске слушателем (курсантом). При этом каждый обучающийся проверяет себя, сравнивает в уме свои ответы с услышанным.

Очевидно, что за два учебных дня конспект столько раз оказывается перед глазами слушателя (курсанта), а материал столько раз кодируется-декодируется, что забыть его становится невозможным.

Преподаватель проверяет знания в полном объеме, не тратя на проверку ни минуты своего внеурочного времени. Причем контроль обеспечивается каждый день и всех, поскольку знания проверяются в свернутом виде.

Если изучение материала было домашним заданием, то в начале следующего занятия обучающиеся в быстром темпе пишут по памяти лист сигналов и через 10–15 минут сдают его преподавателю. Он тут же сортирует их по стопкам (пятерки, четверки, тройки) и объявляет всему классу неоспоримые оценки. Не справившимся с заданием или не выполнявшим его без всяких упреков и назиданий в журнале ставится прочерк, и им придется изучать и писать лист сигналов еще раз.

С задачами и примерами преподаватель обходится иначе: он не выставляет оценки за их решение и никаких контрольных работ не проводит до самого конца учебного года. На занятии решаются, как правило, 2–3 типовые задачи, обязательные для всех. Решает задачу у доски один слушатель (курсант), но остальные ничего не пишут, они следят за доской, думают, рассуждают и помогают. Дома каждый из них должен решить эту задачу повторно, самостоятельно, так, что даже самый слабый обучающийся сможет справиться. Важно, что на самостоятельную подготовку слушатель (курсант) индивидуально получает тот или иной набор задач различной степени трудности.

Автор данной технологии обучения считает, что каждый должен учиться весело, с отвагой и победно. Он их сам приводит к победе тем, что безмерно увеличивает меру помощи и контроля. «Бездарных учеников, – пишет В. Ф. Шаталов, – не существует». И своей многолетней педагогической практикой показывает, что в его классах все дети – умники и почти все учатся на отлично. Использование данной методики подтверждает, что она обеспечивает повышение интенсивности обучения в 1,2–1,5 раза.

Методика Шаталова получила широкое применение и распространение во многих школах России и ряда других стран. Ею успешно овладели и пользуются учителя средних школ и преподаватели как гражданских, так и военных вузов, но с учетом специфики профессионального образования.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Враг первый: жизненный опыт
— Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется. Что это?» Родители хором: — Подсолнух! — А вот и нет. Чучело! Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом б ...

ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их п ...

Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
Как выглядит Бог и нужно ли его бояться? «Бог – это дед Мороз»… Защити нас от Лукавого… Секты – опасные сети для нас и наших детей • Как родители хотели спасти сына от российской армии, а потеряли ...