Поиск на сайте

Технологии модульного обучения
Страница 1

Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся совершенно самостоятельно (или при поддержке преподавателя) добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством обучения служат так называемые учебные модули.

Можно выделить четыре сущностные характеристики модульной технологии обучения , заметно отличающие ее от других технологий:

1) содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что последняя определяет не только объем, но и уровень усвоения материала;

2) общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модуль;

3) обучающийся работает в основном самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это помогает осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях, навыках и умениях;

4) наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, мягко и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать дозированную помощь.

Модульная программа учебной дисциплины состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и совокупности модулей М1, М2… Мn, обеспечивающих ее достижение.

Комплексная дидактическая цель должна определить уровень усвоения учебного материала, его использование в практике, а также в последующих учебных дисциплинах. Для составления модульной программы преподаватель выделяет основные научные идеи данной дисциплины. Далее из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), каждой из которых соответствует свой учебный модуль М1, М2… Мn. Поскольку в эти модули входят крупные блоки учебного материала, то интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), каждой из которых соответствует свой учебный элемент УЭ1, УЭ2… УЭк.

Таким образом, строится «дерево» целей: его вершина – это КДЦ для построения модульной программы, средний слой – ИДЦ для построения модулей, нижний слой – ЧДЦ для построения учебных элементов. Управление процессом обучения происходит благодаря организации контроля, анализу и необходимой коррекции. Перед вводом каждого нового модуля проводится входной контроль знаний и умений обучающихся, выясняется уровень их готовности к усвоению данного модуля. В ходе работы с каждым учебным элементом осуществляется текущий и промежуточный контроль в сочетании с самоконтролем обучающегося. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, для того чтобы установить уровень усвоения материала и необходимость его доработки (коррекции).

Разработка модульной программы требует от преподавателя не только глубокого знания материала, но и высокого методического мастерства. Для эффективной самостоятельной работы по изучению материала обучающимся модуль должен быть написан таким языком, чтобы преподаватель через текст как бы беседовал с учеником, активизировал его на поиск, рассуждение, догадку. Стиль написания должен быть доступным, ориентировать на успех, вселять веру в свои силы.

Структура модуля содержит перечень всех входящих в него учебных элементов, по каждому из которых даются сведения (ссылка на доступный источник), указания с корректными заданиями и рекомендации по изучению содержания. Каждому учебному элементу предшествует формулировка цели его изучения, а в конце содержательной части модуля предлагаются обобщение (резюме) и контрольное задание.

Модульное обучение в определенной степени интегрирует прогрессивный опыт, накопленный в педагогической теории и практике. В частности, из программированного обучения заимствована идея активизации учебно-познавательной деятельности, обечпечиваемой жесткой логикой подачи дозированного материала и четкой системой самоконтроля. Системный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления процессом познания за счет индивидуального выбора темпа освоения материала.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено — это успокаивает. Приятно осознав ...

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...