Технологии развивающего обучения
Страница 1

Теория развивающего обучения берет свое начало в трудах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Ее научное обоснование было дано Л. С. Выготским. Свое дальнейшее развитие теория получила в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития человека, становления у него всей совокупности качеств личности. Курсовая работа на заказ недорого заказать курсовую работу недорого.

В настоящее время разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Большинство из них создано для обучения школьников, однако они активно внедряются и в вузовскую педагогику. Таким образом, реализуется концепция преемственности и непрерывности образования.

Ключевое звено данной технологии – всестороннее изучение личности, которое осуществляется по специальным методикам и предназначено не только для определения исходного уровня интеллектуального развития, но и для определения психологических особенностей личности, ведущих стратегий и стилей мышления.

Эти данные в дальнейшем используются для формирования оптимизированных технологических структур обучения, а также для психологического сопровождения образовательного процесса, основными задачами которого являются развитие когнитивных способностей обучающихся, освоение ими продуктивных способов учебной деятельности, в наибольшей степени соответствующих их типам личности, развитие рефлексивных способностей.

В процессе обучения предусматривается оперативная диагностика достижения частных целей и коррекция обучающих процедур и содержания материала. Циклы коррекции организуются в рамках модульно-блочной структуры курсов. Один из наиболее важных элементов управленческой деятельности в данной технологии – целеполагание.

Так как глобальная задача развивающего обучения – всестороннее развитие личности, то и частные цели должны обеспечивать ее выполнение. Принято выделять в отдельные группы дидактические, воспитательные, развивающие цели, цели психологической подготовки.

В рамках данной технологии целесообразно формирование дидактических целей как соответствующих эталонных моделей деятельности. В этом случае критерием их реализации может служить готовность к конкретному виду деятельности.

Многоуровневая структура целей развивающего обучения представлена следующим образом:

цели первого уровня – профессиональная готовность к определенной деятельности;

цели второго уровня – формирование системы личностных качеств, обеспечивающих продуктивную деятельность в прогнозируемых социально-политических, экономических, военно-профессиональных, экологических условиях;

цели третьего уровня – формирование необходимой устойчивости личности по всем параметрам (нравственным, интеллектуальным, психологическим, физическим);

цели четвертого уровня – создание задела для саморазвития, максимальной реализации своего творческого потенциала.

Цели четвертого уровня составляют основу развивающего обучения.

Таким образом, выдвижение соответствующих целей детерминирует необходимость организации психологического сопровождения, замыкая процедуру структурного синтеза технологической модели развивающего образования.

В соответствии с ней определенным образом необходимо систематизировать уровни освоения знаний, чтобы иметь возможность диагностировать достижение соответствующих целей обучения.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...