Сущность и значение педагогических целей
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Сущность и значение педагогических целей

Важнейшая задача педагогики – определение целей воспитания и образования. Педагогическая деятельность, как и любая другая, предваряется осознанием цели, которая задает импульс. Цель – это предполагаемый результат деятельности; то, к чему стремятся, что надо осуществить. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.

Педагогическая цель

– это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение.

Во-первых, знание непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания.

Во-вторых, определенные цели непосредственно влияют на практическую работу педагога. Он должен уметь проектировать (представлять) личность воспитанника, а для этого нужно знать, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

В современной педагогической литературе рассматриваются две основные характеристики целей воспитания.

Первая проистекает из психологической природы цели как идеального представления о результате деятельности, формирующегося в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью. Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, окружающей реальностью. В то же время она субъективна – продукт сознания рождается в сознании конкретного человека и несет в себе все его особенности. Часто при заявлении одной и той же цели подразумеваются ее разные варианты, так как сознание людей, декларирующих эту цель, индивидуализировало ее.

Вторая характеристика – общий характер цели, который позволяет ей быть реализованной при самых разных обстоятельствах. Цель воспитания динамична, так как динамична сама жизнь, изменяются условия, субъекты и объекты воспитания. Особенно наглядно это проявляется с учетом возрастных периодов. Казалось бы, цель воспитания ребенка дошкольного возраста и подростка не может быть одинаковой. Однако именно ее общий характер, позволяя учитывать преемственность возрастных достижений, сохраняет неизменность конечной цели данного процесса.

Таким образом, цели образования и воспитания представляют собой своего рода отражение существующих в обществе социально-политических и экономических отношений, присущего данному обществу уровня развития науки, техники и культуры, национальных традиций, наследия человечества. Соответственно, цели образования и воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

Смотрите также

Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные, а другие богатые? • Мифы об ус ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...