Поиск на сайте

Отечественная педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древнейших времен до ХVII в.)
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Отечественная педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древнейших времен до ХVII в.)
Страница 2

Еще один институт – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, т. е. у родного дяди. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц.

Трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в родительской семье привело к возникновению института «кумовства». Позже «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Развитие педагогической мысли привело к возникновению института «мастеров грамоты», которые были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшими промысел из обучения грамоте. Они основывали школы в семьях, в домах учителей, при монастырях и церквах.

В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г. Находки берестяных грамот, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овладевать все сословия. Это способствовало развитию отечественной педагогической мысли.

Новые для древнерусского этноса идеалы воспитания предложило православие. При общении с византийской культурой и образованностью русичи соединили присущее им эстетическое отношение к природе с духовностью человеческого существования, которое несло христианство. В результате мыслители Руси обратились прежде всего не к разуму, а к чувству и сердцу человека. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика жития святых, поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания.

Известно, что в древнерусской книжности был канонический жанр «поучений», «учительской литературы», включавший тексты наставительного характера (сочинения Кирилла Туровского, Кирика Новгородского, Владимира Мономаха).

Первым образцом поучений можно назвать «Изборник Святослава (1076 г.), материалом для которого послужили «Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса – сына Сирахова» – религиозные источники.

Особого внимания заслуживают поучения византийца Иоанна Златоуста (344–407 гг.), которые стали основой многих сборников, имевших педагогическую направленность: «Измарагды» (изумруды), «Златоусты», «Пчелы».

Кирилл Туровский (1182 г.) развивал поучения Иоанна Златоуста. Сочинения свои он посвящал высокообразованным людям. В основе сущности воспитания Кирилл Туровский полагал веру в Бога. При этом человек, по его утверждению, приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

«Поучение Владимира Мономаха» детям (1096 г.) представляет сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси. Их отличает патриархально-родовой характер – почитать старших, отец – наивысший авторитет и образец для подражания детям, а также требование воспитания любви к Богу и страха Божьего.

Следующим письменным образцом педагогической мысли была «Русская Правда» – законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.

Это значит, что на Руси, как и в других странах, создавалась самобытная педагогическая, преподавательская культура, развивались идеи книжного образования. Начальное и повышенное образование давали школы учения книжного. Первое такое учебное заведение открылось при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 г. Затем последовал быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и других центрах древне-русских княжеств. Князь Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – «учите людей». В X–XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах Руси. Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. В результате нашествия монголо-татар уровень образования на Руси резко снизился. Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгород и Псковскую землю. С 1383 г. в русской письменности употребляется понятие «школа».

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их п ...