Почему одни бедные, а другие богатые?
Страница 4

Наследуемость интеллекта колеблется от 40 % до 80 % – она очень высока. Однако и здесь есть свои закономерности. Установлено, что наследуемость в значительной мере определяет только базовый уровень интеллекта и в намного меньшей степени – специальные способности. Хорошие отношения с родителями в большей мере помогают детям так называемой гуманитарной одаренности, чем математикам и шахматистам. На проявление хороших интеллектуальных показателей влияет темперамент, но по мере взросления его роль становится все менее заметной, интеллект как бы отделяется от психологической конституции человека в целом.

Жизненный успех, карьера не всегда связаны с интеллектуальными достижениями. Много других факторов играют важную роль в реализации великих замыслов. Высокая адаптивность успешных людей состоит в адекватном использовании как особенностей ситуации, так и ресурсов самой личности. Траектория развития интеллекта

Каким бы ни был первый толчок, траектория развития интеллекта развивается по определенным законам и, как показал мой коллега Д.В. Ушаков, состоит из нескольких этапов.

Латентный этап

(дошкольный период): талант еще не виден, но начали свое действие как внутренние (способности), так и внешние факторы – поддерживающая или репрессивная функция семьи в целом. Рождение одаренного ребенка не всегда является подарком судьбы для родителей. Черчилль, Эйнштейн, Роден и Бернс мучили своих учителей плохой речью (дислексия), безграмотным письмом (дисграфия), плохой успеваемостью и дурными манерами. Добавьте сюда трудности в общении, неаккуратность и пренебрежение к окружающим. Вы действительно этого хотите для своего ребенка?

По-настоящему одаренные дети всегда отличаются повышенной эмоциональностью, возбудимостью и впечатлительностью. Причина – в дисгармоничном развитии, при котором одна из способностей преобладает над другой, а окружающие этого «не понимают». Яростное давление взрослых или активная публичная жизнь только расшатывают психику детей. Они нуждаются в большей поддержке, покое, возможности заниматься тем, что им нравится.

Демонстративный этап:

когда способности не только обнаруживаются, но и становятся предметом обсуждения и восхищения взрослых. Этот этап может начаться и раньше. Например, для Моцарта он начался в 3 года. К 15 годам способности и достижения перестают рассматриваться как детские. Человек должен или развивать в себе взрослый талант, или оставаться на уровне посредственности. В детском возрасте родительское мнение, безусловно, – главный авторитет. Но помните: одно дело подсказывать, другое дело давить и навязывать. К 19 годам ребенок должен уже отделиться от родителей и уже сам решать, что ему делать в этой жизни, как распоряжаться собственными задатками. Период эмансипации болезненно переживают те родители, жизнь которых сузилась до реализации планов собственного ребенка. Они просто не знают, что делать с собой дальше… Но независимость ребенка может не наступить никогда. Некоторые признанные прима-балерины, нацеленные на сценический успех и беззаветное служение Мельпомене, до последнего ходили на свидания в сопровождении мам. Те должны были решать, достоин ли мужчина «нашего внимания».

Завышенная же самооценка и гонор любого ребенка всегда приводят к конфликтам с окружающими. Родители тогда терпят, а остальные бросают и ненавидят. Когда же ребенок, наконец, вырывается из родительских пут, он начинает требовать от других почитания и поклонения и, как правило, нарывается на сопротивление со стороны окружающих.

Этап выравнивания.

Здесь подросток оказывается на уровне достижений со своими сверстниками, но может испытывать проблемы в общении с ними. Дело в том, что дети с выдающимися способностями оказываются заложниками специфической среды и часто понятия не имеют, как живут и общаются обычные люди. Трагедия же яркого демонстративного периода проявляется в неготовности таких детей быть «как все». Они ждут от себя и в дальнейшем необычных достижений и событий. При этом дети уверены, что окружающие ждут от них не меньшего. В результате их могут ждать встречать разочарования.

Однако есть шанс выйти на новый уровень творчества. Это самый важный и меньше всего изученный период, который проходит в 15–25 лет. Например, многие годы деканом факультета журналистики МГУ был Ясен Засурский, поступивший в университет в возрасте 13 лет.

Как показывает практика, поступив в вузы, дети-вундеркинды ко второму курсу сливаются со сверстниками и редко потом показывают отличные результаты. До этого вундеркинды находились в состоянии спортивной гонки, азарта. Поступив в институт, они могут потерять мотивацию к достижению, становятся как все . Психологи называют таких детей «потерянным поколением детей олимпиад». Пока контраст между возрастом вундеркинда и его достижениями очевиден, общество испытывает к нему интерес. Потом, наигравшись и навосхищавшись, окружающие переключаются на других. Рынок развивается по своим законам, а одаренность – по своим. Вундеркинды – это сегодня рыночный продукт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, заставлять, наказывать, исправл ...