Почему одни бедные, а другие богатые?О чем говорить с ребенком / Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные? / Почему одни бедные, а другие богатые?Страница 1
Новой проблемой для родителей является нарастающее социальное и экономическое неравенство. Мы до сих пор осмысляем жизнь в категориях равенства, при том что каждый день боремся за свое место под солнцем и искренне расстраиваемся, если наши усилия не всегда эффективны.
Справка для родителей
Уровень доходов, экономический фактор стал серьезным критерием, определяющим восприятие россиянами своих возможностей. Сегодня только третья часть (37 %) всех взрослых россиян считает, что их дети и внуки могут получить хорошее образование; четверть (25 %) – хорошее медицинское обслуживание; пятая часть (19 %) – хорошую работу по специальности. Если денег достаточно, хватает на товары первой необходимости, то число уверенных в возможности получения хорошего образования увеличиваются до 71 %, медицинского обслуживания – до 52 %, работы по специальности – до 42 %. Если, напротив, денег не хватает даже на продукты, то эти показатели падают соответственно до 18 %, 12 % и 8 %.
Положение родителей сказывается на положении детей. Должны ли мы говорить детям, к какому социальному слою они принадлежат и какие перспективы их ожидают?
Да, потому что о том, что одни люди бедные, а другие богатые, дети узнают сами. Они очень наблюдательны. Дети по-разному одеты. Одних забирают из детских садов на автомобиле, за другими приходят бабушки. Дети любят прихвастнуть дорогими игрушками перед другими и очень расстраиваются, когда родители не могут им купить какую-либо вещь. В 3–7 лет бывает трудно справиться с ограничениями, а отказ родителей может оцениваться слишком однозначно: «Они не любят меня». Обижает детей и пренебрежение к их просьбам. Мы никак не можем решить, держать детей в строгости или баловать. Но сегодня этот вопрос кажется простым по сравнению с другим: как готовить детей к жизни в обществе с нарастающим социальным расслоением? Почему мир устроен так несправедливо и люди достигают разного социального и экономического успеха? Мифы об успехе, которые мы передаем детям
Вот некоторые установки, мифы об успехе, которые мы транслируем нашим детям.
Успешный человек (мальчик, девочка, с которыми играет ваш ребенок) – это тот:
• кому просто везет: «Ну вот, видишь, ему просто повезло! Кто-то купил ему машинку. А может, он просто нашел ее. Когда-нибудь ты тоже найдешь такую же»;
• у кого богатые родственники, покровители или друзья: «Дядя подарил ему машинку! Родители никогда не смогли бы купить такую дорогую игрушку!»;
• тот, кто умен и талантлив, обладает особыми способностями: «Какой талантливый и умный мальчик! Он вырастет и станет знаменитым!»;
• тот, кто трудолюбив: «Она очень старательная и трудолюбивая девочка! Вот, видишь, она много трудилась, и у нее получился отличный рисунок! Ты тоже можешь постараться!»;
• тот, кто умеет устроиться: «Вот видишь, как важно быть хорошей девочкой, дружить со всеми?»;
• тот, кто не остановится ни перед чем: «Упрямым хорошо – им все нипочем!»;
• тот, у кого пронырливый характер: «Хитрый малый, как он ловко все придумывает!»
Конечно, не надо забывать, что успех мы склонны рассматривать и как комбинацию качеств и обстоятельств. Приемы мотивации достижения
Мы определяем формулы успеха, мотивы и уровень достижений наших детей в будущем. Мы говорим им:
– Каждый должен использовать свои способности, свой талант как можно лучше! Все остальное приложится.
– Мы должны приносить максимальную пользу обществу, другим людям!
– Мы зарабатываем столько, сколько нужно! Нам хватает того, что мы зарабатываем!
– Нужно жить скромно, не выделяться! Тише едешь, дальше будешь!
Этими и другими установками и мотивациями будет определяться траектория продвижения и успеха вашего ребенка. Несмотря на то что технологии успеха усложняются, навыки трудолюбия и общения с самыми разными людьми еще никому не мешали. Поэтому лучше всего говорить: «Ты вырастешь, будешь много и очень интересно работать. И в благодарность тебе помогут купить все, что нужно! Главное – много работать!» Как родить и вырастить гениального ребенка?
Но если вы все-таки решили делать ставку на одаренность ребенка, позвольте поделиться с вами новейшими данными из психологии творческих способностей.
Высокий интеллект сам по себе является капиталом, который обеспечивает ребенку высокие шансы на успех во взрослой жизни. В последнее время психологи вводят понятие социального или практического интеллекта, который помогает решать вопросы личностного выбора, морального поведения, эстетических предпочтений.
Смотрите также
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных
Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих,
в подготовке офицерских кадров. ...
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...
Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру:
— А инструкция была? — спрашивает.
— Нет, не была. Она ещё не приходила.
Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши
«идеальные ...