Психологическая помощь при суицидальных намерениях и острой депрессии
Трудности взросления / Помощь подростку в преодолении трудностей взросления / Психологическая помощь при суицидальных намерениях и острой депрессии
Страница 1

Общий смысл психологической помощи при этих кризисных проявлениях – уменьшение эмоциональной и когнитивной дезорганизации. Анализ литературы позволяет выделить наиболее значимые шаги психолога.

Установление и поддержание контакта с суицидантом и депрессантом.

Здесь важно установить склонность к депрессии и суицидальности у подростка. Обычно психолог или психотерапевт задает прямые вопросы о чувствах, провоцирующих желание уйти из жизни.

Осознание главной проблемы суициданта и депрессанта.

В состоянии острой тревоги и душевной боли подростку трудно вычленить главную проблему, которая приводит его к суицидальным мыслям и желанию свести счеты с жизнью. Психолог помогает подросткувыговориться, проанализировать главные и второстепенные причины депрессии, выявить свои возможности в совладании с нею.

Оценка суицидального потенциала включает несколько критериев:

♦ острота переживаемой проблемы;

♦ глубина депрессии и манифестации;

♦ общая стабильность жизни (наличие хорошей семьи, общая успеваемость в школе, друзья, занятия в кружках, спортивных секциях, особенности социализации и др.);

♦ наличие ресурсов окружения (какие близкие люди поддерживают подростка в кризисный момент);

♦ наличие и продуманность суицидального плана (насколько мучителен задуманный уход из жизни, доступность средств, конкретизация деталей). Чем более подробно продуман суицидальный план, тем больше опасность, что подросток сведет счеты с жизнью.

Оценка силы и внутренних ресурсов подростка.

Ресурсы подростка видны в его поведении: если он адекватен, воспринимает вопрос и отвечает на него понятно, связно, не уклоняется от него, не молчит и не замыкается в себе, то это означает возможность позитивного исхода депрессии.

Мобилизация ресурсов.

Психолог ставит акценты на связях с семьей, друзьями, школой, которые дадут силы выдержать трудности, уготованные подростку жизнью.

Выработка позитивного плана активной жизни.

Это происходит тогда, когда самый тяжелый период в жизни преодолен и надо вновь приниматься за учебу, ходить в школу, отвечать за свои поступки, о ком–то заботиться. Здесь важно меньше касаться прошлых проблем и принимать новые возможные решения.

Следует указать на некоторые трудности самого психолога: панику (сильно переживает, что не сможет помочь), страх (вдруг подросток опять решится на суицид?), усталость (опять предстоит изнуряющий диалог), злость (в конце концов, что за малодушие!), обиду (столько времени потрачено зря, он опять за свое), безысходность (это невозможно исправить), отречение (это напоминает мои проблемы) и пр.

Психологическая помощь подростку с острой депрессией имеет свои особенности. При депрессивных состояниях подростка психолог вмешивается в их проявления в зависимости от симптомов.

Опросник подростковой депрессии

(на основе The Automatic Thoughts Questionnaire for Children, ATQ)

Состоит из 30 утверждений из жизни подростка. На каждое утверждение даны ответы, которым соответственно приписывается от 1 до 4 баллов: никогда – 1, иногда – 2, довольно часто – 3, постоянно – 4 балла. Надо зачеркнуть соответствующую цифру.

1. Мне кажется, что весь мир против меня12 3 4

2. Во мне нет ничего хорошего1234

3. У меня ничего не получается1234

4. Меня никто не понимает1234

5. Люди разочаровались во мне1234

6. Часто думаю, что не смогу так жить1234

7. Мне хочется быть лучше1234

8. Я чувствую слабость1234

9. Моя жизнь идет не так, как мне хочется1234

10. Я так разочарован в себе1234

11. Меня больше ничего не радует1234

12. Я это больше не вынесу1234

13. Я не могу взяться за дело1234

14. Не понимаю, что происходит1234

15. Я хочу оказаться в другом месте1234

16. Я ни с чем не справляюсь1234

17. Я себя ненавижу1234

18. Я никчемный1234

Страницы: 1 2

Смотрите также

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...