Понятие о психологической помощи
Страница 2

Главный признак психологической помощи – то, что это деятельность двух субъектов жизни: помогающего психолога (социального педагога, психотерапевта) и клиента, принимающего ее (пациента, ребенка, подростка, родителя, педагога). Но принимающий помощь выступает как активный субъект своей жизни. Иначе вне активности принимающего помогающая деятельность положительного эффекта принести не может. Психологическая помощь основывается на главных принципах (основополагающих правилах).

1. Принцип системности, или системно–уровневый подход к психологической помощи.

Это значит, что психологическую помощь следует понимать целостно, поскольку любое воздействие, оказанное специалистом, влияет не только на протекание какой–либо одной функции, но и на личность в целом. Еще Л. С. Выготский полагал, что сложная система, каковой является личность, имеет несколько уровней. Системный подход позволяет объяснить качественные механизмы свойств системы. Если «на ранних этапах онтогенеза психическая деятельность человека имеет относительно элементарную основу и зависит от основной, базальной функции, затем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких в структурном отношении форм деятельности». В связи с этим психологическая помощь имеет не только содержательные характеристики, влияющие на отдельные стороны, но и динамику развития всей системы личности в онтогенезе.

2. Субъект–субъектность, или принцип общения.

Это означает, что только благодаря совместной деятельности с подростком можно оказать на него положительное воздействие. Это происходит благодаря тому, что принимающий помощь чувствует поддержку, а причины и результаты всех его трудностей становятся понятными. Принцип субъект–субъектных отношений предполагает, что помощь человеку оказывается при наличии психологического контакта двух сторон, причем не вертикального характера (подчиненный – главенствующий), а горизонтального (сотрудничество). Контакт позволяет создавать общее коммуникативное пространство, где взаимодействуют две равноправные стороны: нуждающийся в помощи и оказывающий ее. При этом естественны доверительность отношений, согласие, обоюдная уважительность.

3. Принцип позитивного развития в деятельности нуждающегося в психологической помощи.

Сущность этого принципа в том, что психологическая помощь нацелена на то, чтобы изменить что–то в человеке, обратившегося за консультацией. Иначе она была бы не нужна. Обращающийся к специалисту не может найти выход из трудной ситуации и надеется, что проблема разрешится сама по себе. Преодолевая трудности в деятельности, иногда новой для субъекта, принимающий психологическую помощь изменяется, изменяется и его отношение к людям или событиям. Иными словами, психологическая помощь специалиста помогает человеку принимать самостоятельные конструктивные решения, тем самым способствуя его личностному росту.

4. Принцип адаптации и выносливости.

Он позволяет специалисту формировать у принимающего помощь устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, претерпевать неприятности от грубых, конфликтных, агрессивных людей. Принцип адаптации акцентирует внимание дающего помощь на спокойном вхождении в новую среду, учит не обращать внимания на временные неудобства и фокусироваться на том, что даже отрицательные действия среды могут нести положительный импульс, поскольку расширяют опыт знакомства с окружающим. Это увеличивает возможности человека, так как у него вырабатываются жизненные навыки, позволяющие ему противостоять аморальному влиянию некоторых людей, уменьшает его беспомощность. Не случайно, например, ученики, выполняющие какую–либо деятельность в новых условиях, при знакомом учителе успокаиваются, чувствуют себя менее беспомощными и в большей безопасности.

Принцип адаптации и выносливости вытекает из понимания психической адаптации как процесса оптимального соотношения личности и окружающей среды. Как показывают исследования (Ф. Б. Березин, 1988; И. И. Мамайчук, 2000; А. Г. Маклаков, 2003 и др.), этот принцип позволяет углубить знания о закономерностях влияния среды (внешних факторов), наследственности (внутренних факторов) и развития (изменения свойств психики под влиянием внутренних и внешних факторов в процессе обучения) на различных этапах онтогенеза. Принцип адаптации способствует пониманию общих закономерностей нормального и нарушенного развития. Хорошая адаптированность свидетельствует о выносливости и психическом здоровье принимающего психологическую помощь.

5. Принцип безопасности и надежности.

Он заключается в том, что помогающий специалист должен принимать все проблемы нуждающегося в поддержке, соблюдая профессиональную этику и главное правило – «не навреди». Скажем, школьник, приходя к психологу, должен быть уверен в том, что его тайны относительно неприятностей с другими одноклассниками или учителями останутся тайнами для других. Другими словами, он должен быть уверен в том, что все сообщенное им не будет разглашено без его согласия и не принесет ему никакого вреда. В противном случает психолог еще больше усугубит проблемы ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...