НАКАЗАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯКниги педагогам / Воспитание подростка / НАКАЗАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯСтраница 3
А все ли мы равны в своем человеческом достоинстве? Только в меру своей развитости человек способен понимать страдания других и становиться личностью. Редко кто страдает за других, большинство страдает от других. Страдание одних во имя светлого будущего других – это великое заблуждение. Каким должно быть счастье, купленное кровью? И кому пришло в голову унавозить почву трупами одних для счастья других, даже не подумав, что от такого счастья может стошнить? Будут ли личности в таком обществе? Скорее всего в нем можно ждать равенства посредственностей. 284. У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски, своя судьба.
Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред – это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. 285. Однако нужно помнить, что и ребенок воспитывает воспитателя!
Корчак убеждал, что от воспитателя требуется познавать ребенка и ориентироваться на результаты его возможного развития. Он наблюдал, есть ли духовная связь между воспитателями и детьми, и проводил плебисцит: дети сами выбирали себе учителя. 286. Каждый ребенок требует от воспитателя индивидуального подхода.
Все универсальные принципы и всеобщие законы в нравственном смысле заведут нас в тупик, поскольку эти явления практически не оказывают влияния на субъективный мир и моральное поведение. От нашего отношения к детям зависит наше будущее. Корчак ставил эту связь в зависимость не только от воспитания детей, но в какой-то степени и от того, что их окружает: какие города, какая техника, природа – словом, городской и сельский быт, пейзаж. 287. Роль труда в воспитании давно известна. Но, как ни странно, даже аксиома может вызывать противоречия. А в Доме сирот труд был естественным и даже почетным.
Орудиям труда в интернате отводилось почетное место: щетка и тряпка как символы чистоты красовались у главного входа в зал. И дело было не в том, что детям приходилось меньше пользоваться услугами взрослых. В Доме сирот вообще не было технического персонала. Дети сами выбирали себе занятия на месяц. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, в коридорах и на подворье, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплетной, столярной и швейной мастерских. Вот сколько было обязанностей! За хорошую работу дежурного награждали. Он получал красивую открытку с автографом Корчака. Были и специальные дежурства – оплачиваемые. Корчак считал и неоднократно подчеркивал, что у ребенка должны быть свои, заработанные деньги. 288. Воспитание управляется нравственными рычагами, и секрет его лежит во взаимоотношениях детей.
Потому Корчак и применил детское самоуправление как метод педагогического воздействия на пробуждение общественной активности у ребенка, использовал систему самовоспитатёльных импульсов и стимулов. Только в этих условиях воспитание становится процессом познания ребенка и развития его врожденных способностей. 289. Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы.
Смотрите также
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные
Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое
предназначение по обеспе ...
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...