Поиск на сайте

НАКАЗАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
Книги педагогам / Воспитание подростка / НАКАЗАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
Страница 3

А все ли мы равны в своем человеческом достоинстве? Только в меру своей развитости человек способен понимать страдания других и становиться личностью. Редко кто страдает за других, большинство страдает от других. Страдание одних во имя светлого будущего других – это великое заблуждение. Каким должно быть счастье, купленное кровью? И кому пришло в голову унавозить почву трупами одних для счастья других, даже не подумав, что от такого счастья может стошнить? Будут ли личности в таком обществе? Скорее всего в нем можно ждать равенства посредственностей. 284. У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски, своя судьба.

Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред – это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. 285. Однако нужно помнить, что и ребенок воспитывает воспитателя!

Корчак убеждал, что от воспитателя требуется познавать ребенка и ориентироваться на результаты его возможного развития. Он наблюдал, есть ли духовная связь между воспитателями и детьми, и проводил плебисцит: дети сами выбирали себе учителя. 286. Каждый ребенок требует от воспитателя индивидуального подхода.

Все универсальные принципы и всеобщие законы в нравственном смысле заведут нас в тупик, поскольку эти явления практически не оказывают влияния на субъективный мир и моральное поведение. От нашего отношения к детям зависит наше будущее. Корчак ставил эту связь в зависимость не только от воспитания детей, но в какой-то степени и от того, что их окружает: какие города, какая техника, природа – словом, городской и сельский быт, пейзаж. 287. Роль труда в воспитании давно известна. Но, как ни странно, даже аксиома может вызывать противоречия. А в Доме сирот труд был естественным и даже почетным.

Орудиям труда в интернате отводилось почетное место: щетка и тряпка как символы чистоты красовались у главного входа в зал. И дело было не в том, что детям приходилось меньше пользоваться услугами взрослых. В Доме сирот вообще не было технического персонала. Дети сами выбирали себе занятия на месяц. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, в коридорах и на подворье, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплетной, столярной и швейной мастерских. Вот сколько было обязанностей! За хорошую работу дежурного награждали. Он получал красивую открытку с автографом Корчака. Были и специальные дежурства – оплачиваемые. Корчак считал и неоднократно подчеркивал, что у ребенка должны быть свои, заработанные деньги. 288. Воспитание управляется нравственными рычагами, и секрет его лежит во взаимоотношениях детей.

Потому Корчак и применил детское самоуправление как метод педагогического воздействия на пробуждение общественной активности у ребенка, использовал систему самовоспитатёльных импульсов и стимулов. Только в этих условиях воспитание становится процессом познания ребенка и развития его врожденных способностей. 289. Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, приде ...

Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные, а другие богатые? • Мифы об ус ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...