ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Страница 2

И ребенок будет счастливее. Ведь сам он по натуре и душевен, и щедр, он пожалеет собаку и ласково поговорит с ней, будет переживать и радоваться, слушая сказку, с удовольствием поиграет в мяч, рассмотрит картинки, старательно перерисует буквы, и во всех его делах видится доброта и сердечность. И потому он прав. 265. Взгляды ребенка формирует не только дом, но и ступеньки крыльца, и коридор, ведущий к двери, и двор, и улица.

Ребенок уподобляется той среде, в которой вращается, он говорит на языке окружения, следует его примерам, у него те же взгляды, те же манеры. Нет идеального ребенка. Среда накладывает свой отпечаток на каждого, только в разной мере.

Дух ребенка – это сила и упорство. В нем в одинаковой мере присутствуют нравственность и совестливость. И неправда, что к ребенку легче пристает все плохое. 266. Ребенок переживает эротическое чувство, но у него еще нет желаний и нет осознанного сексуального влечения.

Так было, так может быть дальше, но так быть не должно. Ребенок может быть насильно вовлечен либо коварной хитростью приучен к сексуальному переживанию, а его испорченность может стать привычкой, глубоко укоренившейся. 267. Чем свободнее ребенок, тем меньше приходится его наказывать. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Чем выше интеллектуальный и культурный уровень воспитателей, тем меньше, тем справедливее и разумнее, а значит, и мягче они будут наказывать.Не знаю, педагог ли я. Но я видел, как сталкивается утомленный, напряженный, буйный рост ребенка (рост – тяжелая работа) с гневным возбуждением неистовых воспитателей. Я знаю их не только по книгам, я сам испытал их на себе и даже теперь испытываю – редко или реже, потому что избегаю, прячусь, когда мне угрожают, а это хуже, чем хлопнуть дверью, пожалуй, даже чем украсть деньги. Пора об этом знать. По сравнению с ними ничего не значат детские проступки. 268. Ребенок стихиен. Пожалуй, это самое важное, что надо знать о нем и над чем стоит глубоко задуматься.

Среди детей, расположенных к агрессивности, мы встречаем, много независимых характеров. Опыт пережитого, иногда врожденный недостаток – физическая слабость – делают их мизантропами. Склочники, ворчуны, человеконенавистники – это дети порока.

Приведу одно воспоминание. Будучи в Париже, я выбрался на соревнования по плаванию. Прекрасный бассейн, амфитеатр, заполненный десятками тысяч детей вместе с учителями. Много солнца и радости. В этот момент появляется министр просвещения. Оркестр играет «Марсельезу», дети встают, снимают головные уборы. Один только подросток продолжает сидеть. Товарищ осторожным и мягким движением пробует поднять его с места, снять с головы шапку. Тот сердито смотрит и не подчиняется. Сидит в шапке. Он демонстрирует свое отношение к правительству. Три взгляда устремлены на строптивого парнишку. Его сразу заметили полицейский, учитель и я. Потом мы все трое встретились глазами и улыбнулись. Я почувствовал зависть от того, что богатая и беспечная Франция может себе позволить снисходительно улыбаться на подобную выходку. 269. Каждый ребенок переживает периоды и старческой усталости, и слабости, и пьянящего душевного подъема от красоты и необычайности жизни, но это не значит, что взрослые всегда и во всем должны подчиняться ребенку, стремясь сохранить его душевный покой. Но и заставлять его переступать через себя, насильно вытягивать из этого состояния не следует.

Сердце ребенка не успевает в развитии за его ростом, ему надо давать отдых. А может, наоборот – подтолкнуть к активной деятельности, чтобы стало крепче, сильнее? Подход должен быть сугубо индивидуальным, но важнее всего, чтобы ребенок вам доверял, потому что сам он заслуживает того, чтобы ему верили и его понимали. Но ошибочно считать, что понимать ребенка – это значит избегать конфликтов с ним. 270. Кто подсказал молодежи, к каким конфликтным ситуациям может привести иногда жизнь и каких компромиссов потребует, какие из них причиняют боль, но не ранят душу, а каких трудностей, можно вообще избежать и каким образом?

Кто подскажет моральные ориентиры? Можно ли считать человека моральным только потому, что он не плюет на пол и не вытирает нос скатертью? Или мораль заключается еще и в поступках?

Да, молодость благородна, отважна, а что же люди взрослые делают, с этим благородством? Уничтожают, растаптывают, сжигают дотла в душах собственных детей, а потом болтают, рассыпаясь в любезностях, о всякой чепухе: идеализме, беззаботности, стремлении к свободе иной, как бы абстрактной, молодежи, – как раньше говорили о невинности, благодарности, любви и привязанности собственных детей. И создается впечатление, что идеал – это нечто наподобие свинки или ветряной оспы и что постепенно он ослабевает, как и названные болезни, но через него проходят все, как, к примеру, через залы картинной галереи или через свадебное путешествие. 271. Будь собой, ищи свою дорогу. Познав себя – сможешь познать ребенка. Не требуй от детей большего, чем можешь дать сам.

Помни, что взрослый и сам отчасти ребенок, потому прежде всего начинать надо с познания, обучения и воспитания самого себя.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе у детей? • Как предупредить п ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, приде ...