ЗРЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Книги педагогам / Воспитание подростка / ЗРЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Страница 2

а) Уровень клише

На этом уровне наши действия стереотипны и неаутентичны.

б) Искусственный уровень.

Доминируют роли и различные игры. Манипуляторная деятельность.

в) Уровень тупика.

Неадекватность самоподдержки и отсутствие поддержки со стороны окружения. В ситуации «тупика» люди чувствуют себя потерянными и по давленными.

г) Уровень внутреннего взрыва или смерти.

Взаимодействие с этим уровнем приводит к «внешнему взрыву» – проявлению истинного «я».

(Тем из читателей, кто захочет узнать о тайнах человеческой психики подробнее, рекомендую подборку книг доктора Эрнеста Цветкова, автора нового учения – психономики, которое вобрало в себя опыт психологии прошлого и высвечивает нам будущие возможности управления своим духом и телом.) 253. Завершить этот небольшой психологический экскурс хочется советом: развивайте в детях ответственность за себя.

Считается, что причиной любого невротического отклонения является как раз неспособность индивида принять ответственность за свое «я». Понимание этого положения вложено Ф. Перлзом в созданную им «Молитву гештальтиста»:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы

соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того,

Чтобы соответствовать моим.

Ты – это ты, а я– это я.

если нам случится найти друг друга —

это прекрасно.

Воли нет – тут уж ничем не поможешь. 254. Если мы сравним два предложения – совершенно одинаковых, но с разными союзами, – то убедимся, насколько различны их значения.

«Я хочу заниматься этим делом, но я чувствую неуверенность».

«Я хочу заниматься этим делом, и я чувствую неуверенность».

Союз «но» препятствует говорящему принять ответственность за себя.

Принятию ответственности за себя часто способствует анализ того, на кого мы пытаемся возложить эту ответственность и как мы это делаем. 255. Люди часто стремятся к тому, чтобы сделать ответственным за себя кого-то другого (или других). Наиболее часто это проявляется между родственниками, близкими друзьями.«Ты заставляешь меня страдать, так как у тебя появились новые интересы». Подобное заявление типично для перекладывания ответственности, да еще в обвинительном тоне. Стоит изменить предложение таким образом: «Я чувствую себя неприятно оттого, что ты…» – и зазвучавшее «я» лучше всего подчеркнет новую позицию человека, стремящегося возвратить себе ответственность за самого себя. И в этом качестве он обретет новый статус бытия – состояние внутренней свободы, зрелость, уверенность и достоинство. Но есть и другие способы раскрепощения человека. Это всепоглощающая доброта и огромная любовь. Такая, например, как была в приюте детей-сирот в Польше.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания: · Не усложн ...

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...