САМОУЧИТЕЛЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Книги педагогам / Воспитание подростка / САМОУЧИТЕЛЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Страница 2

Любая игра это моделирование ситуации прошлого, настоящего или будущего. Играя, ребенок учится жить. Если такая игра связана с конкретным предметом (физика, биология, литература), он воспринимает обучение этой дисциплине как обучение жизни и запоминает всерьез и надолго. 174. Вспомним великолепную книгу про путешествие уменьшенных Карика и Вали с профессором-энтомологом по миру насекомых.

Если бы мы в реальности могли создать подобные условия, любой подросток изучил бы науку о насекомых за несколько дней.

Некоторые военные игры развивают в ребятах-участниках углубленные знания в определенных областях топографии, ботаники, географии. К сожалению, на практике направленность этих игр не столько научно-познавательная, сколько спортивная.

Ниже, вам будет предложено несколько игр, развивающих знания в ряде школьных дисциплин. Возможно, некоторые из них вы проведете в своем коллективе. 175. В учебе, кроме игры, должна быть и тайна.

Вы задумывались, почему ребенок легко и быстро заучивает похабные стишки? Отчасти по формуле «запретный плод сладок», но большую стимулирующую роль играет и секретность, таинственность получения и хранения этой информации. А коли так, нам просто необходимо применять таинство учебы применять на полную мощность, как когда-то пользовались тайной знания при обучении алхимии, астрологии, знахарству. 176. Индивидуальный подход… «В наше-то время? переспросите вы. Смешно! Нехватка учителей, непомерно большие классные группы, перегруженность преподавательского состава, нищенские оклады…»

Все это в сумме создает такой гигантский минус, что как-то и неловко говорить об индивидуальной работе с каждым школьником.

Но даже в классе из 30—40 ребят учитель может использовать индивидуальный метод, возложив часть своих задач на учеников-лидеров. Для этого надо только протестировать класс и составить его социопсихологическую схему. 177. Не пожалейте времени для подобного мероприятия и отнеситесь к нему со всей серьезностью.

На схеме четко выявятся группы, объединенные в микроколлективы (семьи) по интересам, социальной значимости, физиологическим особенностям. Обозначатся лидеры и псевдолидеры, «возмутители спокойствия» и «бунтовщики», «пассивные оппозиционеры» и «нейтралы».

Пользуясь таким «портретом» класса, вы сможете уступить реальным лидерам часть своего педагогического влияния и смешать интересы и точки соприкосновения этих микроколлективов так, чтобы они творчески противодействовали друг другу. Любая оппозиция, соперничество это прежде всего взаимное совершенствование, прогресс. Соперничество сублимирует агрессию основу эволюции в творческое соревнование и помогает бескровно развиваться обществу. 178. Вспомните, что одна из ошибок большевиков заключалась в уничтожении инакомыслящих партий.

Не встречая сильных соперников, даже шахматист деградирует. Что уж говорить о целой стране! Вот и опустились мы от ленинской энергии, сталинского злобного ума до склеротического маразматизма брежневской эпохи.

Так и в школах. Собирание монеток, марок, спортивные достижения, модная одежда, хвастовство, драки все это нормальные явления развития, но в уродливой, бездуховной форме. Если престижным станет не обладание модными «шузами», а знание физики, акценты соперничества сместятся в нужную нам сторону, в область учебы. 179. Добиться этого трудно, но можно используя рекомендации данной книги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...

Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...