Проблемное обучение и деловые игрыВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Проблемное обучение и деловые игрыСтраница 2
3. Третий (самый высокий уровень) предполагает указание обучаемым на проблемную ситуацию, которые ее анализируют, выявляют проблемы, формулируют задачи и выбирают оптимальное решение самостоятельно.
Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления обучающимися опыта творческой работы.
Выделяют три основных метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.
Наиболее простой метод – проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит вопросы, отмечает задачи и сам их решает; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения.
Частично-поисковый метод постепенно приобщает обучающихся к самостоятельному решению проблем. В ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед обучающиеся под руководством преподавателя решают поставленные проблемы. Он продумывает систему вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но не содержатся в прежних знаниях. Это означает, что вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения у обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель придумывает возможные «подсказки» и наводящие вопросы, сам подытоживает главное, опираясь на ответы обучающихся. Частично-поисковый метод обеспечивает формирование продуктивной деятельности по развитию и совершенствованию умений и навыков учеников.
Исследовательский метод предполагает, что обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (например, в курсовой или дипломной либо в научно-исследовательской работе) с последующим контролем преподавателя.
Формой реализации проблемного обучения служат и деловые игры .
Деловая игра основывается на воссоздании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, на моделировании тех систем отношений, которые характерны для последней, а также на моделировании проблем, противоречий и затруднений, встречающихся в типичных для определенной профессии ситуациях.
Деловая игра предназначена для развития личности специалиста, что достигается благодаря усвоению обучающимися знаний, умений и навыков, приобретению профессиональной и социальной компетенции (навыки взаимодействия в воинском коллективе, навыки профессионального общения и управления подчиненными).
По уровню сложности деловые игры подразделяются на следующие виды:
1. Анализ конкретных ситуаций . Обучающиеся знакомятся с ситуацией, определяемой совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, предлагаемое ему для рассмотрения в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения. Предлагают свои решения, которые коллективно обсуждаются.
2. Разыгрывание ролей . Обучающиеся получают исходные данные по ситуации, а затем исполняют определенные роли. Это происходит в присутствии других лиц, которые потом оценивают действия участников ситуации, результаты принятия ими самостоятельных решений в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений.
3. Полномасштабная деловая игра. В ее ходе имитируется профессиональная деятельность и последствия принимаемых решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).
В обучении военнослужащих широко используется концепция не только проблемного, но проблемно-деятельностного обучения. Столь же активное применение находят и деловые игры, в частности при подготовке войск в форме командно-штабных военных игр.
Смотрите также
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...
Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и
помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать,
заставлять, наказывать, исправл ...
Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность,
где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего.
Но, оказывается, крохотные д ...