Поиск на сайте

Проблемное обучение и деловые игры
Страница 2

3. Третий (самый высокий уровень) предполагает указание обучаемым на проблемную ситуацию, которые ее анализируют, выявляют проблемы, формулируют задачи и выбирают оптимальное решение самостоятельно.

Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления обучающимися опыта творческой работы.

Выделяют три основных метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.

Наиболее простой метод – проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит вопросы, отмечает задачи и сам их решает; обучающиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения.

Частично-поисковый метод постепенно приобщает обучающихся к самостоятельному решению проблем. В ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед обучающиеся под руководством преподавателя решают поставленные проблемы. Он продумывает систему вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но не содержатся в прежних знаниях. Это означает, что вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения у обучающихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель придумывает возможные «подсказки» и наводящие вопросы, сам подытоживает главное, опираясь на ответы обучающихся. Частично-поисковый метод обеспечивает формирование продуктивной деятельности по развитию и совершенствованию умений и навыков учеников.

Исследовательский метод предполагает, что обучающиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (например, в курсовой или дипломной либо в научно-исследовательской работе) с последующим контролем преподавателя.

Формой реализации проблемного обучения служат и деловые игры .

Деловая игра основывается на воссоздании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, на моделировании тех систем отношений, которые характерны для последней, а также на моделировании проблем, противоречий и затруднений, встречающихся в типичных для определенной профессии ситуациях.

Деловая игра предназначена для развития личности специалиста, что достигается благодаря усвоению обучающимися знаний, умений и навыков, приобретению профессиональной и социальной компетенции (навыки взаимодействия в воинском коллективе, навыки профессионального общения и управления подчиненными).

По уровню сложности деловые игры подразделяются на следующие виды:

1. Анализ конкретных ситуаций . Обучающиеся знакомятся с ситуацией, определяемой совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, предлагаемое ему для рассмотрения в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения. Предлагают свои решения, которые коллективно обсуждаются.

2. Разыгрывание ролей . Обучающиеся получают исходные данные по ситуации, а затем исполняют определенные роли. Это происходит в присутствии других лиц, которые потом оценивают действия участников ситуации, результаты принятия ими самостоятельных решений в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений.

3. Полномасштабная деловая игра. В ее ходе имитируется профессиональная деятельность и последствия принимаемых решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

В обучении военнослужащих широко используется концепция не только проблемного, но проблемно-деятельностного обучения. Столь же активное применение находят и деловые игры, в частности при подготовке войск в форме командно-штабных военных игр.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...

Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания: · Не усложн ...

Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...