Принцип сознательности, активности и самостоятельности
Военная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Принцип сознательности, активности и самостоятельности

Принцип сознательности, активности и самостоятельности означает осознанное усвоение знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение военнослужащих к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденности в значимости получаемых знаний. Кроме того, сознательность придает обучению воспитывающий характер, способствует формированию у военнослужащих высоких морально-психологических и военно-профессиональных качеств.

Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Сочетание сознательности в овладении знаниями, навыками и умениями с активностью способствует развитию у военнослужащих самостоятельности суждений, выводов, правильной оценке обстановки и успешному применению полученных знаний на практике. Данное сочетание – это источник проявления инициативы и творческого отношения в решении боевых и служебных задач.

Значение сознательности, активности и самостоятельности военнослужащих возрастает с каждым годом. Это обусловлено оснащением Вооруженных Сил сложной современной техникой, особенностями образовательного и культурного уровня поступающей в военные вузы и призываемой в армию и на флот молодежи, а также уменьшением сроков службы по призыву.

Для реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности следует соблюдать следующие дидактические правила:

добиваться четкого понимания военнослужащими целей и задач предстоящей деятельности;

использовать активные и интенсивные методы обучения;

широко использовать наглядность и технические средства обучения;

организовывать активную мыслительную деятельность обучающихся и устранять механическое заучивание;

обучать военнослужащих эффективным приемам работы по приобретению знаний, навыков и умений, критической оценке результатов учебной работы;

обязательно формировать навыки самостоятельной работы;

использовать соревнование как важное средство активизации учебной деятельности военнослужащих;

учить военнослужащих находить причинно-следственные связи, логически увязывать неизвестное с известным;

поощрять отличников учебы и пропагандировать их опыт.

Смотрите также

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...