Опрос как метод исследования в военной педагогикеВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ / Опрос как метод исследования в военной педагогикеСтраница 5
Для диагностики уровня развития применяются тесты диагностики интеллекта, познавательных процессов, креативности, тесты психомоторики.
По направленности тесты делят на тесты достижения, способностей и личностные.
Тесты достижений – это в основном дидактические тесты, определяющие уровень овладения учебным материалом, сформированность знаний, навыков и умений. Дидактический тест следует понимать как систему заданий специфической формы и определенного содержания с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности человека. Трудность задания как субъективное понятие определяется эмпирически, по величине доли неправильных ответов. Этим трудность отличается от объективного показателя – сложности, под которой понимают совокупность числа понятий, вошедших в задание, числа логических связей между ними и числа операций, необходимых для выполнения задания.
Тесты способностей чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления, интеллекта. Они позволяют судить не только о результатах в усвоении определенного учебного материала, но и о предпосылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.
Личностные тесты дают возможность по реакции на задания судить об особенностях свойств личности – направленности, темпераменте, чертах характера. Проявления личностных свойств могут вызываться посредством предъявления проективного материала (незаконченные предложения, изображения, стимулирующие ассоциативные реакции респондентов).
Метод тестирования широко применяется в педагогических исследованиях. В то же время специалисты отмечают его определенные недостатки .
1. Успешное решение теста в обычных условиях не означает успешность аналогичных действий в сложной обстановке. Респондент, получивший высокий балл по результатам тестирования в обычных условиях, может оказаться эмоционально неустойчивым к стрессам, теряться в опасной ситуации.
2. Зная характер тестовых процедур (а скрыть их при массовых исследованиях практически невозможно), испытуемому можно подготовиться к выполнению аналогичного теста, а в некоторых случаях – узнать результат заранее. Возникает даже эффект, когда некоторые респонденты лучше выполняют тест не в силу своих способностей, а по своей предусмотрительности, находчивости, смекалке, а иногда и хитрости. Данный факт заставляет создателей тестов идти на различные ухищрения, например создавать тесты с дублирующими друг друга вопросами.
3. Результаты тестирования в данный момент могут существенно разниться с результатами подобных испытаний через значительный промежуток времени в силу неравномерного развития различных качеств у людей.
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям , к числу которых следует отнести педагогическую, социальную и профессиональную направленность, надежность, валидность, устойчивость, достоверность, хорошую интерпретируемость. Создание тестов требует высокого уровня психолого-педагогической компетентности педагога и в большинстве случаев специальной подготовки. Эта работа связана с отбором заданий, обеспечением надежности и обоснованности информации, получаемой в период тестирования. Должны быть учтены состав обследуемых, их возрастные характеристики, этапы исследования, условия обследования, мотивационный настрой.
Практика показывает, что одни и те же тестовые методики могут успешно применяться в одних условиях и ненадежно – в других. Серьезный отпечаток на результаты тестирования накладывает фактор того, в какой ситуации проводится диагностика, – экспертизы либо доверительного контакта.
Также надо иметь в виду, что при использовании тестов каждая последующая группа обследуемых знает их содержание. Это необходимо учитывать при периодическом обследовании. Следует понимать, что результаты тестирования остаются достоверными в течение определенного времени. Выявленные характеристики не остаются постоянной величиной в течение всего периода, а изменяются под воздействием различных факторов. Результаты обследования сохраняют достоверность от трех месяцев до года.
Смотрите также
ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению)
– теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения
и его составляющие.
Дидактика раскр ...
Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности
следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить
запасы энергии, запастись новым ...
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...