Отрасли педагогики

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием. При этом осуществляется внутринаучная дифференциация важнейших исследовательских направлений. По степени дифференцированности исследований судят об уровне развития науки в целом.

Разнообразие видов педагогической деятельности, связанной с подготовкой различных специалистов, воспитанием человека на разных этапах его жизни и в различающейся социальной и природной среде, объективно обусловливает дифференциацию педагогики по отраслям , состав педагогических научных дисциплин.

В настоящее время под понятием «педагогика» подразумевается целая система педагогических наук (отраслей педагогики). Ее составляют:

1) общая педагогика – базовая научная дисциплина , исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;

2) история педагогики , изучающая эволюцию и современное состояние педагогических систем, целей, теории и практики; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;

3) сравнительная педагогика , рассматривающая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий;

4) дидактика – теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях;

5) частные (предметные ) методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений;

6) теория воспитания , рассматривающая закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;

7) возрастная педагогика , исследующая особенности воспитания, обучения, образования человека на разных этапах его жизненного пути, в зависимости от специфики учебной (воспитательной, образовательной) деятельности внутри определенных возрастных групп.

В частности, различают дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых ;

8) педагогика труда (профессиональная педагогика ) изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, производственную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику ;

9) социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;

10) специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и (или) умственном развитии, и включает такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), воспитание и образование людей с расстройствами речи – область логопедии;

11) коррекционная педагогика изучает закономерности и причины отклоняющегося поведения, разрабатывает пути и способы его преодоления;

12) исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Особое место в системе подготовки военных кадров занимают такие отрасли педагогической науки, как военная педагогика и педагогика высшей военной школы .

Смотрите также

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...