Поиск на сайте

Педагогика в период становления империализма в России (вторая половина XIX в. – октябрь 1917 г.)
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Педагогика в период становления империализма в России (вторая половина XIX в. – октябрь 1917 г.)

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и др.

В России 60-е гг. XIX в. – период большого общественного подъема. Важной его частью было мощное педагогическое движение. Критика крепостнического воспитания; борьба против сословной школы, а также схоластики, зубрежки и муштры; за общее светское воспитание, образование женщин; уважение к личности ребенка; разработка дидактики – вот вопросы русской прогрессивной педагогики этого времени. В 1857 г. создается «Журнал для воспитания», в 1859 г. – Петербургское педагогическое собрание. Великие педагоги того времени – Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский.

Николай Иванович Пирогов

(1810–1881) – ученый, врач, общественный деятель, член-корреспондент Российской академии наук. В статье «Вопросы жизни» он выступил против сословной школы, провозгласил идею общечеловеческого воспитания. Н. И. Пирогов предложил новый проект школьной системы, составными элементами которой были: начальная двухлетняя школа (прогимназия); гимназия: 3–5 лет; высшая школа.

Отбросив старые догмы и внедряя новые методы, он выдвинул такие принципы обучения, как осмысленность, активность, наглядность. Кроме того, высказывался о дисциплине учащихся, выступая за недопустимость телесных наказаний.

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824–1870), развивая педагогическую науку и искусство воспитания, определил, что основа теории педагогики – законы анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук; требовал единства теории и практики; провозгласил идею народности в педагогике; проанализировал и подверг критике воспитание за рубежом; определил, что для русского человека главное – любовь к Родине.

Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, – гармоничное развитие личности. Основой его должно быть нравственное воспитание. Как средства обучения использовались личный пример, убеждение, предупреждения, поощрения, взыскания. Важнейшим условием воспитания служил труд.

Построение обучения велось на основе возрастных особенностей. Принципы посильности и последовательности определялись как основные. В обучении стал применяться и принцип наглядности. К. Д. Ушинский разработал методику повторения материала. Обучение выделялось как важнейшее средство воспитания, задачами которого были развитие способностей и овладение знаниями. Педагог обосновал классноурочную систему, составил учебные книги «Родное слово» и «Детский мир», где показал роль учителя в обучении и воспитании. Высказывал он и мысли о педагогических факультетах в университетах.

Таким образом, К. Д. Ушинский – это основоположник народной школы в России, создатель стройной педагогической системы, автор учебных книг. Он обогатил новыми приемами наглядность обучения. Его идея о связи школы с жизнью актуальна и в наше время. Именем К. Д. Ушинского в России названы учебные заведения, библиотеки, медаль.

Смотрите также

Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим? Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

О жизни по телевизору
Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых? • ...