Поиск на сайте

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения и становления капитализма (ХIV–ХVII вв.)
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения и становления капитализма (ХIV–ХVII вв.)
Страница 2

• автохресия – применение полученных знаний, умений и навыков в новых обстоятельствах;

• автолексия – умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности.

Обучение, по Я. А. Коменскому, должно было проходить три ступени (решение трех задач воспитания):

• познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);

• управление собой (нравственное воспитание);

• стремление к богу (религиозное воспитание).

Суть его идей состояла в следующем: образование должны получать юноши и девушки (идея всеобщего начального обучения); обучать тому, что может сделать человека мудрым, воспитанным; образование готовит к жизни и должно быть закончено до наступления зрелости.

В образовании, согласно Я. А. Коменскому, нужно придерживаться следующей возрастной периодизации:

• детство (от рождения до 6 лет) – усиленный физический рост и развитие органов чувств (материнская школа);

• отрочество (от 6 до 12 лет) – развитие памяти и воображения (шестилетняя школа родного языка);

• юность (от 12 до 18 лет) – высокий уровень развития мышления (латинская школа или гимназия);

• возмужалость (от 18 до 24 лет) – развитие воли и способность сохранить гармонию (академия: факультеты – богословский, юридический, медицинский).

Обучение должно быть сознательным (без зубрежки), систематичным, прочным. Это обеспечивалось такими дидактическими принципами, как систематичность, последовательность обучения, посильность, сочетание синтеза с анализом, сознательность. Нравственное воспитание дают родители, учителя, товарищи (необходимо брать с них пример). Его средствами служат наставления, беседы с детьми; упражнения в нравственном поведении; борьба с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Этому способствует формирование основных добродетелей: мудрости; мужества; справедливости.

Я. А. Коменский придавал большое значение учителю, считая его работу особенно почетной и назвая ее «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он должен быть честным, деятельным, настойчивым, достойным подражания, безгранично любить свое дело и детей.

Для улучшения школьного дела Я. А. Коменского приглашали в Англию, Швецию, Венгрию, Голландию. Его книги многие годы были в разных странах лучшими по педагогике. Он ввел организацию учебы – учебный год, каникулы, четверти, начало учебы осенью, классноурочную систему, учет знаний, продолжительность учебного дня.

Представителем новой буржуазии в Англии был Джон Локк (1632-1704). В труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) он отмечал, что душа ребенка – чистая доска (tabula rasa), а роль воспитателя – велика. Свои педагогические идеи Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» (1693). Задачей он объявил воспитание джентльмена, которое предполагало выработку характера, развитие воли, самодисциплину и наказание, нравственное поведение. Это дворянин по происхождению, отличающийся утонченностью в обращении, обладающий качествами дельца, предпринимателя. Он должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание. Главное средство здесь – не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Воспитание привычек должно осуществляться ласковым словом, внушением, и по одной, а не всех сразу. Дж. Локк отмечал, что важно изучать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать интерес к учебе, развивать любознательность, не применять телесные наказания, изолировать детей от простолюдинов.

Дж. Локк разработал ряд вопросов эмпирической психологии, базирующейся на самонаблюдении; мораль он выводил из принципа пользы и интересов личности; особую роль отводил воспитанию разума.

Таким образом, зарождение капитализма вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории, школы, удовлетворяющие потребности в образовании нового класса.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира. С возраст ...